Отношения похожи на склеенную вазу: каким получился фильм «Сентиментальная ценность» с Эль Фаннинг и Стелланом Скарсгардом

Маргарита Савинова •

Главное изображение статьи

Реклама

Сегодня в российский прокат выходит новинка с Каннского кинофестиваля – драма «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера. В этом году фильм номинировали на «Золотую пальмовую ветвь», но в итоге он получил Гран-при. Сейчас его рейтинг на Imdb составляет 8 звезд, на Rotten Tomatoes – 96% на основе 125 рецензий.

На самом деле в этих цифрах нет ничего удивительного: не только оскаровские академики и отборщики престижных фестивалей, но и зрители любят фильмы про кино и театры. Вспомним хотя бы победителя «Золотого глобуса» – «Фабельманов» Стивена Спилберга и «Бердмэна» Алехандро Иньярриту, взявшего четыре статуэтки «Оскар». Йоаким Триер пошел по этому же пути и позвал в свой фильм Ренате Реинсве, которая, напомним, в 2021-м получила «Золотую пальмовую ветвь» за роль в его фильме «Худший человек на свете». В этот раз компанию ей составили такие звезды, как Стеллан Скарсгард, Эль Фаннинг и Инга Ибсдоттер Лиллеос.

«Сентиментальная ценность» является типичным фестивальным кино, но при всей глубине он не теряет в развлекательности. Причем шутки случаются в момент накала эмоций, что только делает героев многограннее. Режиссер намеренно снижает градус напряженности и претенциозности, позволяя нам не утонуть в чужом горе и в то же время взглянуть на происходящее чуть отстраненно. История не станет лучше, если закончить ее на ноте безысходности – именно за счет этих полутонов и невысказанных, но показанных чувств мы остаемся неравнодушными и вовлеченными. Почти два часа мы следим за внутренними переживаниями героев, которые не дают нам заскучать.

Две взрослые сестры на похоронах матери встречаются с отцом, которого не видели много лет. Внутри обеих живет обида, но справляются они с ней по-разному. Герой Скарсгарда – успешный арт-режиссер Густав Борг, который готовится к ретроспективе фильмов, но уже 15 лет он ничего не снимал. И теперь он предлагает старшей дочери Норе исполнить главную роль в его новом фильме, но она отказывается. Мы видим, что героиня Ренате Реинсве – талантливая актриса, которая использует личную боль в качестве катализатора эмоций. Возможно, она и ушла в эту профессию только для того, чтобы ее увидели.

После ухода отца из семьи, Норе пришлось рано повзрослеть, стать опорой для матери и взять под крыло младшую сестру Аньес (ее играет Инга Ибсдоттер Лиллеос). У Норы личная жизнь не сложилась: подсознательно она винит в этом отца. Аньес, напротив, создала семью, но присутствие отца заставляет ее чувствовать себя невидимкой.

Скарсгард играет вовсе не бездушного отца – просто его сущность творца заставляет видеть в ситуациях сцены из кино, а в людях – актеров и статистов. В его понимании вовлечение детей в свою орбиту – проявление любви, поэтому его воспоминания такие счастливые. С точки зрения детей, кино стало «разлучницей» и «разрушительницей» семьи. Ведь только на площадке у них была возможность купаться в отцовской любви.

Теперь посредником между отцом и дочерьми становится американская актриса Рэйчел Кэмп (Эль Фаннинг), но ей никак не удается понять переживания героини. Именно Рэйчел удается достучаться до сердца Густава Борга и показать боль, которую он причинил своим детям. Все, что он ранее не замечал, беспощадно терзает его. Взять хотя бы встречу с другом-оператором, с которым он был так близок, но почти 15 лет не общался. Рэйчел также удается его удивить, когда она принимает окончательное решение на счет роли. Все-таки Густав Борг в глубине души, вне зависимости от признания ее таланта, хотел бы, чтобы героиней стала его дочь Нора.

На протяжении фильма герои Скарсгарда и Фаннинг читают пьесу – и пространство расширяется: мы как бы оказываемся в фильме внутри фильма, сне внутри сна. И в этом есть что-то бергмановское. Причем сама история предельно проста, но именно за счет сторителлинга мы каждый раз сердцем болеем то за отца, то за Нору, то за Рейчэл, то за Аньес. По всем канонам эта история должна была закончиться трагедией, но Йоаким Триер переворачивает ее в духе «Ла-Ла Лэнда». Вместо концовки, в которой герои осознали все слишком поздно и не успели попрощаться, нам показали ту самую загадочную сцену из сценария, которая поставила в тупик Рэйчел. Такой хэппи-энд избавляет от тяжелого чувства и помогает примириться с собой. Все кажется поправимым. Да, прошлое не вернуть, но отношения можно склеить, подобно вазе.

Источник: peopletalk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *