«Отражения № 3»: Рецензия Киноафиши

«Отражения № 3»: Рецензия Киноафиши

Морис Равель, автосервис и умение справляться с душевной болью.

Трудно поверить, но Кристиан Петцольд — один из ведущих немецких режиссёров современности — впервые попал в каннский лайн-ап только в этом году, уже будучи автором более чем двадцати фильмов и многократным участником Берлинского и Венецианского фестивалей. Его новую работу с абстрактно-поэтичным названием «Отражения №3» наконец-таки отобрали в Канны, но не в конкурс, а в «Двухнедельник режиссёров» — престижную параллельную программу, где Петцольд оказался рядышком с Надавом Лапидом и Евой Виктор.

Как и заведено, главную женскую роль Петцольд отдает своей постоянной музе Пауле Бер: начиная с 2018 года, он снимает ее в каждом фильме и, кажется, останавливаться пока не думает. В этот раз Бер сыграла студентку-пианистку Лауру из Берлина, которой не чужды задумчивость и меланхолия: «Отражения №3» начинаются с того, как она едет за город вместе со своим парнем (Филип Фруассан), но не хочет поддерживать разговор и просит отвезти ее обратно домой. Парень соглашается, но злится и вжимает в пол педаль газа — и его красный кабриолет (глядя на который, комментаторы, кстати, вспоминают похожие у Годара или Трюффо) переворачивается на пустой дороге посреди кукурузного поля и разбивается вдребезги. Если нами правят эмоции, то миром — случайность: парень погибает на месте, а у Лауры на память от происшествия остается лишь порез на спине.

«Отражения № 3»: Рецензия Киноафиши

Неподалеку от места катастрофы обнаруживается одиноко стоящий домик, где живет миловидная женщина средних лет (Барбара Ауэр), которая по стечению обстоятельств стала единственной свидетельницей аварии. И Лаура — с этой женщиной не знакомая — почему-то говорит, что хочет именно у нее и остаться, а та соглашается. Выяснится, что хозяйку дома зовут Бетти, живет она одна, почти ничего о себе не рассказывает и готова за Лаурой по-матерински ухаживать: готовит ей кофе по утрам, предлагает одежду из собственного гардероба, да и просто радуется проведенному вместе времени. Постепенно между двумя женщинами, которые явно имеют в анамнезе что-то непростое, хоть и знают друг о друге не больше, чем шапочные знакомые, возникает особая связь: они начинают как бы отражаться друг в друге и молча, не проговаривая самого важного и болезненного, пытаются опробовать для себя новый ритм жизни.

Дом, правда, окажется странноват, очень уж он запущен: из крана все время капает вода, посудомойка сломана, фортепиано расстроено, а велосипедов несколько, но в исправном состоянии только один. Потом выясняется, что у Бетти еще есть муж и сын — Рихард (Маттиас Брандт) и Макс (Энно Требс), которые держат неподалеку нелегальный автосервис и сделают круглые глаза, когда узнают, что в их доме поселилась незнакомая девушка. Надо всем этим, очевидно, витает ощущение странности, а в воздухе разливается обоюдное непонимание и недосказанность, но все равно герои постепенно раскрепощаются и чуть ли не принимают Лауру в свою семью: никто, кажется, и не против.

«Отражения № 3»: Рецензия Киноафиши

«Отражения №3» стали заключительной частью трилогии Кристиана Петцольда о стихиях: после «Ундины» (вода) и «Красного неба» (огонь) наступает черед воздуха. В одном из интервью режиссер проговорился, что при написании сценария концептуально ничего такого даже не задумывал, но, когда во время съемок внезапно подули ветра, всё сошлось. Оно и видно: по сравнению с предыдущими двумя фильмами, «стихия» здесь прописана меньше всего, и ветер/воздух становится скорее фоном, нежели центральной метафорой. В остальном же Петцольд снимает кино, в котором отчетливо виден его режиссерский почерк: персонажи много чувствуют, но почти ничего об этом не говорят, а камера дотошно фиксирует человеческую рутину и случайные диалоги, находя в них настоящее очарование. Действие, как и в предшествующем «Красном небе», тоже происходит в домике на природе, где героиня Паулы Бер оказывается случайно и никого не знает: через ситуативную неловкость, обаяние первого знакомства и нащупывание собеседника Петцольд пытается проявить человеческие чувства, заглушенные стеснительностью и бытом. В «Отражениях №3» это сделано еще и с помощью музыки: название фильма отсылает к композиции Une barque sur l’océan Мориса Равеля, и она (вместе со звучащими также Дебюсси и Шопеном) задает повествованию меланхоличную интонацию. Как и всегда, Петцольд очень внимателен к цвету и звуку, и наблюдать за тем, как он со своим постоянным оператором Хансом Фроммом буквально из ничего конструирует живое кинематографическое пространство, — чистое удовольствие.

«Отражения № 3»: Рецензия Киноафиши

Главной же проблемой фильма становится кульминационный сюжетный поворот, когда всё проговаривается в лоб и — несмотря на в целом виртуозный формальный киноязык — выглядит глуповато, дешево и уж очень просто. Увы, но в стремлении к лаконизму Петцольд начинает ждать от своего зрителя какого-то уж очень незамутненного и по-детски наивного взгляда, под конец превращая «Отражения №3» чуть ли не в подобие мыльной оперы. Тематически же этой картине легко подобрать аналогию, которую режиссер явно держал в уме: его собственный фильм «Призраки» 2005 года. Но если там незнакомцы увидели друг в друге тех, кем на самом деле не являются, и, расставшись, ощутили свое одиночество еще острее, чем раньше, то здесь — наоборот. Внезапная встреча несет в себе утешение: человеческий контакт помогает прожить трагедию и поверить хотя бы на пару дней, что какому-нибудь случайному незнакомцу ты можешь быть почему-то нужен.

Иван Пуляев Иван Пуляев

Источник: www.kinoafisha.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *