Маргарита Савинова •
Реклама
Наши мультики кажутся чем-то настолько привычным, что мы даже не подозреваем об их ценности. Да, это часть нашей культуры, но в контексте мировой анимации какое место они занимают? Мы где-то на фоне слышим, что российские мультфильмы забирают престижные награды, но какого-то целостного представления о их значимости не имеем.
Возможно, кто-то вспомнит международный успех «Ежика в тумане» Юрия Норштейна, но вряд ли с ходу назовет первый в истории отечественный мультфильм, получивший «Оскар», а это, между прочим, была короткометражка «Старик и море» Александра Петрова.
С современными проектами складывается примерно такая же ситуация. Такие хиты, как «Смешарики» и «Маша и Медведь», любят не только на родине, но и далеко за ее пределами: в Европе, в Америке, в Азии. Но смотрели ли вы оскаровского номинанта «БоксБалет» Антона Дьякова или «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита, получившего 87 призов на международных фестивалях? Знаете ли, что именно Чебурашка является самым узнаваемым в мире российским мультперсонажем, которого называют «российским Микки Маусом»? Приготовься к новым открытиям.
Как пионеры анимации говорили о проблемах общества и политике
Первые мультфильмы начали появляться еще в дореволюционной России. В 1906-м усилиями балетмейстера Александра Ширяева, который сегодня также считается первым отечественным мультипликатором, а также пионером кукольной анимации. В образовательных целях он создал для студентов ряд лент, в которых на фоне декораций фигурки невероятно точно исполняли балетные партии. Как в случае с братьями Люмьер, которые также не были первыми создателями кино, но вошли в историю именно в этом статусе, потому что устроили первый публичный кинопоказ, датой рождения российской анимации принято считать 8 апреля 1912 года.
В этот день состоялся первый публичный показ мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами» Владислава Старевича. Публика была в изумлении, увидев на экране жуков, которые сражались на шпагах и разыгрывали любовную драму. Никто не мог объяснить, как это снято, и предполагали, что жуки дрессированные. Старевич увлекался фотографией и энтомологией, поэтому делал макеты из жуков, манипулируя их движениями с помощью проволоки и воска, и снимал покадрово. Западная пресса писала о нем, как о человеке невероятной фантазии и терпения.
До революции мультфильмы были обучающими и юмористическими. При этом в них были первые попытки поговорить на социальные темы, например, о вреде алкоголизма и нравах.
Благодаря сотрудничеству с кинопроизводителем Александром Ханжонковым, который спонсировал его проекты и снабжал необходимыми материалами, Старевич создал множество необычных работ с жуками. В «Мести кинематографического оператора» получилось сделать пародию на любовные драмы того времени, а «Стрекоза и муравей» в его интерпретации получилась высказыванием на тему алкогольной зависимости. Старевич задействовал много необычных приемов, например, исчезновение персонажей, уменьшение в размерах. После революции Старевич эмигрировал во Францию, где продолжил удивлять зрителей своими экспериментами.
С приходом к власти большевиков начался новый виток в развитии анимации, который отличался публицистичностью и авангардностью. Парадоксально, но первые советские мультики показывали актуальную политическую повестку.
Режиссер Дзига Вертов, прославившийся картиной «Человек с киноаппаратом», в своем журнале «Киноправда» одним из первых начал оживлять агитплакаты и политические карикатуры. Так появились «Советские игрушки», «Китай в огне» и «Межпланетная революция». В последней высмеивались взгляды буржуазии, которая спасалась бегством в космос от пролетариата. Аниматоры находились в поиске нового языка, например, использовали шарнирную или перекладочную анимации.
От экспериментов к массовому производству и стандартизации
О создании мультфильмов для детей начали задумываться в 1920-е. Одним из первых в это «поле» зашел Иван Иванов-Вано, Даниил Черкес и Юрий Меркулов. В мультике «Сенька-африканец» им удалось впервые совместить натурные съемки и анимацию, а также показать действие через сон мальчика. Тогда же были первые попытки создать сериального персонажа, подобного Микки Маусу, но все они не снискали популярности.
Зато удалось сделать другое революционное открытие в технологиях – в 1929-м Михаил Цехановский совместил нарисованные движения и звук в мультике «Почта», который поражал сторителлингом и операторскими решениями, такими как ракурсная съемка, расфокус и линейная перспектива. Позже комбинированные съемки (еще до культового «Кто подставил кролика Роджера?» Роберта Земекиса) использовал Александр Птушко в сказках, которые произвели настоящий фурор в мире настолько, что советские фильмы даже выдавали за голливудские.
Когда хаос революции стих, правительство приступило к объединению киностудий. В результате слияний в 1936-м появился знаменитый «Союзмультфильм», где стали создавать мультики именно на детскую аудиторию. Тогда же гайки начали закручиваться.
До 1930-х советская анимация отличалась разнообразием и инновационностью, но с появлением регламентов по типу западных киностудий, надзор ужесточился. На смену плакатному искусству и политическим шаржам пришли истории про животных и экранизации сказок.
В годы войны аниматоры продолжали трудиться в эвакуации в Самарканде, создавая мультики о победе добра над злом, но были также попытки снимать национальный фольклор народов СССР. Несмотря на негативное отношение к космополитизму, на экран переносили зарубежные сказки: индийские, китайские, датские.
Бюджет был ограничен, поэтому гонорары за авторское право не перечисляли. Кроме того, замысел приходилось сильно менять под коммунистические идеалы.
Это не могло не вызывать недовольство со стороны писателей, например, Астрид Линдгрен. В оригинале Карлсон не был примером для подражания, а в советской версии, напротив, стал любимцем.
Мировое признание советской анимации
Конечно, аниматорам приходилось прибегать к иносказаниям, чтобы сделать истории более увлекательными не только для детей. На первый взгляд, «Винни-Пух» рассказывает о перевоспитании медведя, но более внимательный зритель увидит сатиру на коммуналку. В «Бременских музыкантах» помимо истории о любви показано противостояние творчества и власти. Скрытые послания позволяли обходить цензуру, а еще обращать на себя внимание международных фестивалей. Поскольку у советских аниматоров не было таких же технологических возможностей, как у студии Disney, а желание создавать прекрасное было сильным, приходилось придумывать что-то инновационное.
Мультфильмы «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева» Льва Атаманова были созданы при помощи ротоскопирования (когда движения актеров перерисовываются вручную – Прим. ред.), но получились особенно живыми и выразительными благодаря тому, что художник настаивал на перерисовки отдельных жестов и мимики, а не всего рисунка. «Снежная королева» вовсе стала зарубежным хитом, получившим много наград, в том числе на кинофестивале в Каннах, Венеции и Риме. Хаяо Миядзаки признавался, что именно этот мультфильм повлиял на его выбор стать аниматором.
Юрий Норштейн вообще не ожидал, что его «Ежик в тумане» соберет столько наград и будет признан лучшим мультфильмом всех времен. Тогда руководство не увидело потенциал в сценарии, поэтому даже не выделило ему оборудование – художник сам собрал станок и использовал многоярусную съемку. С помощью нескольких слоев стекла он создал объем и перспективу, а пыль и типографская калька помогли добиться эффекта тумана.
Федор Хитрук сделал минимализм своим стилистическим приемом, и это не помешало ему создавать глубокие произведения. Его «История одного преступления» сразу начиналась с интриги: герой ударил двух женщин и теперь его ждет тюрьма, но лишь потом мы узнаем, что он был добрейшим человеком, которого довели соседи. Визуальный язык намеренно упрощался, позволяя воображению достраивать недостающие детали, например, герой перемещался между этажами, хотя никаких лестниц не было. Такой ход оценили критики Венецианского фестиваля, вручив ему в 1962-м «Серебряного льва».
Впервые престижный приз ФИПРЕССИ получил мультфильм «Влюбленное облако» Анатолия Карановича и Романа Кочанова, выполненный в технике рисованной, перекладочной и кукольной анимации.
В 1960-е на экран вновь вернулись политические остроты, например, «Чудесница» Александра Иванова стала сатирой на внедрение кукурузы в сельское хозяйство. Начали появляться мультсериалы с запоминающимися персонажами, например, как у Бориса Дежкина в «Необыкновенном матче» и «Шайбу! Шайбу!». На фоне экспериментов возник киножурнал «Карусель», в котором молодые аниматоры могли показать свои дебютные работы. Среди них был и «Ну, погоди!», в котором увидели потенциал и позже перезапустили как сериал. За счет трансляции актуальных ценностей и пародий на артистов он обрел народную любовь. Потом пошли мультики про крокодила Гену и Чебурашку, Винни-Пуха, кота Леопольда и других.
Как видим, дореволюционная и советская анимация не так проста, как кажется. Да и история создания некоторых мультфильмов оказывается не менее захватывающей, чем сам сюжет. Более того, многие работы были высоко оценены в других частях мира, а искренность и талант вопреки цензуре нашли путь к сердцу зрителя.
Источник: peopletalk.ru