Стала известна невероятная история съемок культового мини-сериала «Мираж» (1983)
Невероятная история съемок культового мини-сериала «Мираж» (1983), где любовь и смерть переплелись на краю крымской пропасти, а латвийский актер покорил сердца зрителей, не говоря по-русски без акцента.
Американская мечта по-советски
Фото: кадр из фильма
В августе 1983 года советские зрители стали свидетелями беспрецедентного события. На экраны вышла трехсерийная криминальная драма «Мираж» режиссера Алоиза Бренча, и на три вечера страна замерла у телевизоров. Это была не просто экранизация (довольно посредственного) романа Джеймса Хедли Чейза (он писал такие по нескольео за год) «Весь мир в кармане» — это был прорыв в иное измерение, яркий, опасный и невероятно притягательный мир за железным занавесом.
Фото: кадр из фильма
История отчаявшихся людей, задумавших похищение инкассаторского броневика с тремя миллионами долларов, была рассказана с невиданным для советского кинематографа размахом. Но за этим масштабом стояла титаническая работа съемочной группы, превратившая скромные ресурсы в иллюзию американской реальности.
Дипломаты в роли консультантов
Фото: съемки
По иронии судьбы, главным консультантом по созданию этой иллюзии выступило само американское посольство в Москве. Художники по костюмам и реквизиту тщательно консультировались с дипломатами, чтобы добиться аутентичности в деталях — от правильных нашивок на форме полиции Невады до мелочей быта. Это сотрудничество в разгар холодной войны было уникальным явлением.
Фото: съемки
Одной из главных задач было создание убедительной Америки в условиях СССР. Натурные съемки проходили в Крыму, уже освоенном советскими кинематографистами в роли «Дикого Запада». Белая скала (Ак-Кая) под Белогорском стала местом рокового финала героев. Сцены ограбления снимали на старой дороге Ялта-Севастополь, а американским мотелем, где укрывались грабители, стал реальный советский отель «Поляна сказок».
Автомобильный мираж
Фото: кадр из фильма
Главной головной болью стали автомобили. Настоящих американских машин было катастрофически мало. Выкручивались с помощью грима: полицейские машины были перелицованными «Волгами» ГАЗ-24, армейский джип — закамуфлированным ГАЗ-69, а знаменитый броневик «Welling super box» — основательно доработанной «Нивой» ВАЗ-2121. Любопытно, что уже в 90-е годы, вдохновленные фильмом, инженеры из Тольятти создали реальный инкассаторский автомобиль на базе «Нивы».
Фото: кадр из фильма
Рожденный для роли
Мартиньш Вилсонс, исполнитель роли Эла Китсона, рассказывает о неожиданном приглашении в картину: «На пробах было шесть мужиков, в том числе Ивар Калныньш. Но я постеснялся спросить, почему в «Мираж» меня взяли». Режиссер Алоиз Бренч был известен своим суровым подходом. «Поначалу говорил мне, отсматривая снятый материал: «Твоей мордой можно детей пугать». А потом: «Ты молодец». Потом мы подружились», — вспоминает актер.
Фото: кадр из фильма
Мало кто знает, что перед съемками в «Мираже» Вилсонсу пришлось работать водителем: «Родился сын, и я пошёл водителем на грузовой машине, чтобы прожить, в театре же ни хрена не платили!». Армейский опыт тоже пригодился: «Служил я на БАМе, в Амурской области. Это была практически ссылка, два лета и две зимы. Там каша сразу леденела. Зимой –60°С. Многие из солдат умерли – те, кто не мог вытерпеть и побежал в тайгу».
Фото: кадр из фильма
Прыжок в вечность
Как снимали культовый финал «Миража»
Съемки легендарной финальной сцены, где герои, взявшись за руки, совершают самоубийство, прыгая со скалы, стали perhaps самым технически сложным и опасным эпизодом во всем фильме. Это был чистейший кинематографический трюк, выполненный задолго до эры компьютерной графики.
Фото: кадр из фильма
Факт 1: Двойной обман
Для зрителя прыжок выглядит как один непрерывный полет с вершины Белой скалы (Ак-Кая). На самом деле это монтажная иллюзия. Крупные планы отчаянных лиц героев на краю обрыва снимались на самой Ак-Кае. А вот сам прыжок выполнялся с совершенно другого утеса, специально выбранного для трюка из-за более безопасной зоны для приземления.
Фото: кадр из фильма
Факт 2: Веревки, ветер и маты
Как подробно вспоминал Мартиньш Вилсонс, съемки проходили в экстремальных условиях:
«Помню, мы с Мирдзой стояли наверху и смотрели вниз на автобус, с высоты он был величиной с сантиметр. Был страшный ветер. Нам вот здесь на ногах (показывает на щиколотки) верёвки подвязали и держали, чтобы нас не сдуло. Внизу лежали маты, на которые мы приземлялись».
Это был не просто элемент страховки — это была необходимость. Сильный ветер на высоте реально угрожал сбросить актеров вниз еще до команды «мотор».
Фото: съемки
Факт 3: Прыгали не актеры, а каскадеры
Несмотря на то что Вилсонс и Мартинсоне лично стояли на краю, финальный прыжок с полетом и приземлением выполняли профессиональные каскадеры. Задача актеров была — создать правдивые эмоции в крупном плане. Само приземление на маты было безопасным, но требовало точного расчета и смелости.
Факт 4: «Было любопытно»
Фото: кадр из фильма
Примечательно, что, несмотря на смертельную высоту и сложность трюка, актеры испытывали не столько страх, сколько азарт. Вилсонс так и сказал: «Страшно не было, было любопытно». Эта профессиональная отвага и полное доверие команде и каскадерам в итоге и подарили кинематографу один из самых пронзительных и искренних финалов в его истории.
Именно этот трюк — рискованный, тщательно спланированный и идеально смонтированный — стал визуальной и эмоциональной кульминацией фильма, навсегда врезавшись в память миллионов зрителей.
Химия на экране и ревность за кадром
Фото: кадр из фильма
Их экранная химия была так убедительна, что зрители приписывали актерам роман. Вилсонс развеивает легенды: «На съёмках за Мирдзой невозможно было поухаживать, потому что её муж, который играл в «Мираже» полицейского, всё время следил, ревновал». Кстати, именно эта роль стала для Вилсонса пропуском в другой культовый проект — «Интердевочку» Петра Тодоровского.
Фото: кадр из фильма
Парадокс успеха
Фильм стал культурным феноменом. Парадоксально, но картина, задуманная как разоблачение пороков капитализма, стала для советского зрителя окном в мир недостижимой, яркой и манящей жизни. Герои, по замыслу авторов, должны были вызывать сочувствие своей бедностью, но зрители видели их стильно одетыми, разъезжающими на иномарках. Этот когнитивный диссонанс лишь усилил популярность ленты.
Фото: кадр из фильма
Прошло четыре десятилетия, но история Джинни и Эла не забыта. Как признается Мартиньш Вилсонс: «Женщинам хочется, чтобы их любили, ценили, на руках носили. И то, как они ко мне относились, – это было больше женской мечтой. Чтобы мужчина любил их так же, как мой Китсон в «Мираже» – героиню Мирдзы Мартинсоне».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как снимали сериал «Четыре танкиста и собака», что стало с Шариком и где сейчас «Рыжий» Стали известны интересные подробности о съемках сериала «Четыре танкиста и собака» Далее
Как снимали «Ищите женщину»: скандалы, обвинения и как инспектора сыграл бы Михаил Ульянов, Алису Постик — Касаткина Премьера детективной комедии Аллы Суриковой «Ищите женщину» состоялась 1 января 1983 года Далее
Актеры взрослели быстрее персонажей, Алсу задержала съемки из-за родов: Как снимали сериал «Тайны дворцовых переворотов» Стало известно, как снимались фильмы «Тайны дворцовых переворотов» Далее
Как снимали сериал «Угрюм-река»: все тайны масштабного телепроекта Съемки сериала «Угрюм–река» поражают своим размахом Далее
Как в Калининграде снимают пятую часть популярного сериала «По законам военного времени» На вокзале – беженцы с чемоданами, на мясокомбинате – взрывы Далее
Главное фото: кадр из фильма
Источник: www.kp.ru