«Рай и Ад»: Рецензия Киноафиши

«Рай и Ад»: Рецензия Киноафиши

Спайк Ли бунтует против алгоритма и соцсетей, а Дензел Вашингтон читает рэп о нашей душе.

Утро. Пентхаус. Панорама Нью-Йорка, пропитанная денежным адреналином. Здесь, на вершине, увлеченно ведет рабочие переговоры Дэвид Кинг — магнат с абсолютным слухом, король, чье слово решает судьбы исполнителей. Он готов поставить на кон всё, чтобы вырвать свой лейбл из лап бездушных корпораций. Но его уверенный внутренний бит сбивает один-единственный телефонный звонок. Похищен сын. Требуют выкуп — 17,5 миллионов швейцарских франков. И вот готовность Кинга отдать все свои сбережения сменяется смятением: похитители взяли не того парня, сына его шофера и близкого друга. Платить или не платить? Готов ли Кинг спасать чужого ребенка ценой своей короны? Игра началась. Ритм задан.

Кажется невероятным, но нервный пульс этой рэп-драмы бьется из 1963 года — ее сюжетный стержень наследует шедевру Акиры Куросавы «Рай и ад». Спайк Ли не просто снимает ремейк, но делает вольный ремикс фильма японского классика, «кавер-версию» для эпохи нейросетей и цифрового отчуждения. Играть в эту сложную партию собрался ансамбль высшей лиги: это пятая коллаборация Ли с Дензелом Вашингтоном (первая после «Не пойман — не вор» 2006 года), к которому присоединился харизматичный Джеффри Райт из «Американского чтива», сатирической истории о расовых стереотипах. Изюминка каста — рэпер-провокатор A$AP Rocky в роли антагониста Янга Фелона. Премьера в Каннах стала закономерным аккордом: Спайк Ли возвращается на фестиваль, который когда-то недооценил его «Делай как надо», пусть вне конкурса, но зато в статусе живой легенды.

Интересно, что главной звездой фильма, способной тягаться с титаническим перформансом Вашингтона и яростной энергетикой Rocky, становится сам Нью-Йорк. Это город жестких контрастов: стерильный рай стеклянных небоскребов против адского хаоса уличных кварталов, где зреет бунт. В руках Спайка Ли мегаполис пульсирует в такт сюжету и становится универсальной съемочной площадкой. Например, в вагоне метро, битком набитом скандирующими фанатами «Янкиз», разворачивается музыкальный номер о любви к местному спорту и саспенс-триллер с передачей выкупа и сюрреалистической погоней.

«Рай и Ад»: Рецензия Киноафиши

Фильм Ли — это триллер, звучащий как мюзикл. Диалоги здесь — особая ритмизованная проза: их не проговаривают — их читают как рэп, где афроамериканский сленг сталкивается с языком деловых переговоров. Каждая сцена существует на внутренней музыке — будь то навязчиво-величественная партитура Говарда Дроссина или хиты легенды соула Джеймса Брауна. Кульминацией же становится противостояние Кинга и Фелона через стекло в полицейском участке. Это настоящий рэп-баттл, клип и исповедь в одном кадре. Вашингтон и Rocky обмениваются вербальными панчами, и это рождает особую кинетическую энергию, заряжающую зрителя мощнее любого традиционного диалога.

Однако каждый бит-дроп должен быть оправдан, и здесь фильм берет единственную, но значимую фальшивую ноту. Спайк Ли замахивается на мощный финальный аккорд, гимн во славу «настоящего» искусства, который должен провозгласить победу над бездушными треками, штампованными искусственным интеллектом. Тем не менее воплощение этой надежды, финальная композиция, не выдерживает подобной нагрузки. Мелодия не застревает в голове, текст не обжигает, и песня звучит как шаблонный трек из радиочартов. В этом и заключается главная ирония: лента, с таким трепетом говорящая о «душе», в решающий момент сама оказывается ее лишена.

«Рай и Ад»: Рецензия Киноафиши

Но, возможно, именно здесь и кроется суть высказывания режиссера. «Рай и ад» Спайка Ли — это горькая притча о нашей культуре в мире, где «внимание — валюта», а нейросети уже пишут хиты. Так что даже продюсер с «лучшими ушами в бизнесе» может поддаться влиянию оглушительных алгоритмов. В то же время режиссер предлагает зрителям надежду: в мире цифрового шума лишь подлинная человеческая солидарность, братская любовь и готовность помочь делом — тот самый чистый звук, что пробивает тишину. Это и есть светлая нота в нашем веке цинизма. Фильм напоминает: настоящее искусство — не в виртуозных панчах, а в хорошем рифмованном куплете, способном растрогать чужую душу. И в этом баттле Спайк Ли по-прежнему остается победителем.

Ольга Корф Ольга Корф

Источник: www.kinoafisha.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *