«Рай под ногами матерей»: в чем феномен кыргызской дилогии

С 5 февраля в российских кинотеатрах можно посмотреть вторую часть кыргызстанской драмы «Рай под ногами матерей» с подзаголовком «Письмо матери». Уже в первую прокатную неделю фильм собрал десятки миллионов рублей, конкурируя с главной отечественной премьерой «Здесь был Юра», что особенно примечательно, ведь в обоих речь идет о герое с нарушениями интеллектуального развития. Успех не случаен: «Рай 2» — прямое продолжение истории, которая стала первым в российском прокате фильмом из Кыргызстана и получила высокие зрительские оценки. Его рейтинг на Кино-Театр.Ру – 9.1. Вторая часть, похоже, стала еще более популярной. Разбираемся, в чем заключается феномен дилогии Руслана Акуна и почему он «выстрелил» как на родине, так и в России.

Рай под ногами матерей-2. Письмо матери (2025)
фото: кадр из фильма "Рай под ногами матерей-2. Письмо матери"
Истоки и культурные коды первого фильма

Название отсылает к известному изречению пророка Мухаммеда «Рай находится под ногами матерей». Эта фраза, символизирующая высочайший статус матери в исламе и путь к благоденствию через почтительное отношение к ней, стала смысловой и идеологической основой дилогии. Первая часть рассказывает о великовозрастном ребенке Адиле (Эмиль Эсеналиев) и его пожилой матери Райхан (Анар Назаркулова), в одиночку вырастившей особенного сына. Однажды, посещая мечеть с лучшим другом, мальчиком Самиром (Абиль Садиев), Адиль узнает о хадже – обязательном для каждого мусульманина паломничестве в Мекку. Мыслящий как ребенок, он тем не менее решает отвести туда мать, поскольку жаждет обеспечить ей место в раю. Не сразу согласившись на уговоры, Райхан всё же дает слабину, садится в тележку, которую сын берет взаймы у соседа, и путешествие начинается. Путь паломников пролегает через Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Турцию, Сирию, а заканчивается в Саудовской Аравии — и на каждом этапе их ждет немало трудностей. Но волей Аллаха каждый встречный, узнав о цели путников, помогает им, чем может: едой, жильем, сопроводительными письмами, деньгами, советами.

Визуально фильм получился красочным и нарочито ярким, открыточно воспевающим великолепие природы Кыргызстана и уникальный национальный колорит, заключенный в узорах тканей, убранстве домов, традиционных обрядах и даже детских играх. Предметом гордости здесь становится любая мелочь, даже хруст лепешек. Когда герои покидают родину, их также встречают выразительные, хотя менее сочные локации (дома лучше), а в повествовании отмечаются характерные для разных стран особенности. Точнее — выбирается какая-то одна, ведь хронометраж не резиновый. В Узбекистане едят плов, в Турции снимаются в кино, а в Сирии наблюдают войну и её последствия. Драматичные эпизоды сменяют забавные, герои продвигаются к желанной цели, а авторы фильма — к своей. Последним важно показать единство и доброту исламского мира, стоящего на общих культурных кодах и религиозных постулатах. Слагается идеализированная, крайне привлекательная картина, в которой большинство людей беззаветно добры, полны чистых намерений, чудеса безотлагательно совершаются по молитве, а вера в Аллаха и любовь к матери побеждают все трудности.

Рай под ногами матерей (2024)
фото: кадр из фильма "Рай под ногами матерей"
Ключевую роль в фильме сыграл Эмиль Эсеналиев, известный в Кыргызстане как экс-КВНщик и действующий блогер. Созданный им образ доверчивого человека, не понимающего зла, растопил сердца зрителей и стал достойным пример для подражания. Адиль – носитель чистой веры в милосердного Аллаха, бесконечно почитающий мать. Именно поэтому и полиция, и дальнобойщики, и люди, наделенные богатством с властью, поражаются его целеустремленности и духовной чистоте — и спешат помочь. Иногда это выглядит вполне убедительно, а порой не очень реалистично — например, когда ради помощи старушке и её сыну с особенностями служебные инструкции нарушают пограничники или военные на посту.

Интересно, что влияние героя вышло за рамки кинотеатров. После премьеры в Кыргызстане зафиксирован всплеск интереса к организации хаджа для пожилых родителей. Фильм не просто умилял и развлекал зрителей, но и побуждал к конкретным действиям, что говорит о глубоком проникновении в ценностную систему целевой аудитории.

Рай под ногами матерей (2024)
фото: кадр из фильма "Рай под ногами матерей"

Продолжение истории и смещение акцентов

Начало сиквела логически привязано к завершению первой части. Адиль возвращается домой, похоронив в Мекке мать. На родину он привозит
священную воду из Замзама и, раздав её односельчанам, оставляет пятилитровую баклашку для Самира. Мальчик оказался в детском доме после того, как мать уехала на заработки в Москву. Герой Абиля Садиева, появлявшийся лишь в начале первого фильма, становится новым ключевым персонажем, а его желание увидеть маму – мотивом для следующего путешествия. Теперь уже по просторам России.

Однако фокус смещается не только географически. Если в первом «Рае…» важной задачей было показать красоту людей, исповедующих ислам, и других конфессий не существовало (не считая однозначно отрицательных игиловцев, запрещенных в России), то вторая часть ведет героев в мультикультурное пространство многонационального российского государства. И здесь авторы претендуют не только на просветительскую роль, обозначая нравственные каноны, но и утверждают их значимость для иного мира. Пара путешественников влияет на всех встречных героев, кардинально меняя их внутренний мир. Родители, оставляющие ребенка с бабушкой в Бишкеке и отправляющиеся в Россию на заработки, решают вернуться домой. Русские папа с сыном, навещавшие деда в доме престарелых, поворачивают, чтобы его забрать. Хмурый актер (Павел Майков), потерявший смысл жизни, начинает уповать на Бога, который «един для всех». Суровый полковник (Станислав Бондаренко), ругающий мать за то, что навещает его в военчасти без предупреждения, вызывает путешественникам вертолет.

Рай под ногами матерей-2. Письмо матери (2025)
фото: кадр из фильма "Рай под ногами матерей-2. Письмо матери"
Как и раньше, на сторону Адиля и Самира встают беспризорники на вокзале и добрый российский мент (правда, увы, только один, в исполнении Алексея Щербакова, остальные остаются главными врагами приезжих с востока). Мусульманский мир невелик и представлен конкурсом на поедание эчпочмаков в Казани да дагестанским богатеем на гелике (Омар Алибутаев) — слишком занятым, чтобы навестить мать даже в её юбилей. Разумеется, после общения с героями он тоже меняется и под песню Сабины Саидовой «Дагестан» (неофициальный гимн республики) уезжает к родительнице, щедро вознаградив попутчиков за науку. Всем встречным, вне зависимости от их национальности, Самир отливает понемногу «зам-зама» из бутыли, предназначенной для матери. Пятилитровка – единственный предмет, с которым герои не расстаются.

Драматургически второй «Рай…» усложнен черно-белыми флешбэками из прошлого Адиля и его матери (её молодую версию играет Айсалкын Кыйыкбаева). Эти вставки уравновешивают линию Самира и объясняют, почему Райхан-апа отложила хадж — вся её жизнь была посвящена сыну, лет до семи не способному даже разговаривать. В итоге, как уже понятно из первого фильма, он отплатил ей великой благодарностью. Линия Адиля важна и для того, чтобы показать воссоединение обоих героев с матерями в финале (хотя тут есть люфт, и возможны сюрпризы, на случай, если зрители потребуют продолжения).

Рай под ногами матерей-2. Письмо матери (2025)
фото: кадр из фильма "Рай под ногами матерей-2. Письмо матери"
Слагаемые успеха: ясность и идентичность

Популярность дилогии обусловлена несколькими факторами. В первую очередь, это заполнение пустующей культурной ниши. «Рай под ногами матерей» — первый по-настоящему массовым фильмом для многомиллионной мусульманской аудитории на постсоветском пространстве, не только ставший лидером проката на родине, но и заработавший в России 84 миллиона рублей. При обилии кинолент с православным контекстом, картина, уважительно и красиво рассказывающая об исламских ценностях, оказалась уникальным предложением на рынке. Вторая часть, ориентированная в большей мере на российских зрителей, это подтверждает: сиквел особенно успешен в регионах с традиционно мусульманским населением — таких, как Татарстан и Дагестан.

Вторая причина – создание идеализированной картины мира. Хотя сценарий изобилует сказочными элементами (женщина взяла в руки чужого ребенка, и у нее пошло молоко), упаковка его – современная. В основе истории — жизнь, где люди поступают по божественным законам, соблюдают заповеди и уважают друг друга. Дидактичность и назидательность не порок для тех, кому по нраву внятность и четкие формулировки: «Кто не уважает родителей, тот в рай войти не сможет», «Главное не богатство, а душевный покой», «Если вера крепка, вы доберетесь до цели», «Пытаемся угнаться за мирским, а время, проведенное с родителями, уже не вернуть». Эта каноническая простота, которую искушенный зритель может счесть наивной и навязчивой, оказалась востребованной зрителями, уставшими от сложностей изложения и цинизма. Судя по сборам и отзывам, миллионы людей видят на экране отражение собственных ценностей и радуются этому. «Душевный», «трогательный», «светлый» — такими эпитетами описывается лента в зрительских отзывах. Многие признаются, что плакали. Таким образом, история точно попадает в запрос целевой аудитории: приукрашивая реальность, она работает как нравоучительная, но душевная сказка, в которой добрые, отзывчивые и боголюбивые люди всегда будут вознаграждены как минимум местом в раю.

«Рай под ногами матерей-2. Письмо матери» в кинотеатрах с 5 февраля.

«Рай под ногами матерей-2. Письмо матери»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *