Слово живое и мертвое: «Гамнет» — пронзительная трагедия, претендующая на «Оскар»

В международном онлайн-прокате уже выступает «Гамнет» — претендующий на восемь «Оскаров» фильм, где предлагается необычный взгляд на биографию Шекспира и рождение едва ли не главного шедевра Великого барда. Сняла его Хлоя Чжао, известная медитативными драмами «Земля кочевников» и «Наездник», а главные роли сыграли Джесси Бакли и Пол Мескал. Алексей Филиппов посетил театр «Глобус», чтобы выяснить, есть ли повесть печальнее на свете.

Слово живое и мертвое: «Гамнет» — пронзительная трагедия, претендующая на «Оскар»
фото: «Гамнет» (2025) / Universal Pictures
В могучих корнях раздвоенного дерева с обломанными сучьями лежит молодая женщина в позе эмбриона. Красные одежды контрастируют с лесным триумфом зеленого и бурого. Камера снисходит с небес, и Агнес (Джесси Бакли) пробуждается, будто ощутив чей-то по(ту)сторонний взгляд. Дождавшись и покормив ястреба, она возвращается в город, где за ней из окна наблюдает Уильям (Пол Мескал). Сын перчаточника и выпускник грамматической школы, он обучает братьев Агнес латыни, хотя мыслями далеко не здесь. Незнакомка в ярком наряде будто пронзает серость будней — и его сердце. Они влюбятся, а беременность старшей дочерью Сюзанной (Бодхи Рэй Бретнэк) послужит аргументом для брака, несмотря на протесты родных (он — беден, у нее — репутация ведьмы). Через два года родятся близнецы Гамнет (Джекоби Джуп) и Джудит (Оливия Лайнс). 1585-й, окрестности Стратфорда-на-Эйвоне, всё готово к гигантской утрате для человека — и рождению этапной трагедии для человечества.

Один из фаворитов наградного сезона, фильм Хлои Чжао, побеждавшей на «Оскаре» с «Землей кочевников», вырос из книги Мэгги О’Фаррелл, где предполагается связь между возникновением «Гамлета» и судьбой единственного сына Шекспиров. Весь первый час полнится мрачными предзнаменованиями. Рядом с древом, где ищет умиротворения (и рожает старшую дочь) Агнес, зияет бездной пещера. Влюбленные не могут рассчитывать на симпатии мира, где унаследовали ношу родителей (он — долги отца, она — «колдовство» матери). Появление на свет близнецов происходит на фоне чуть ли не потопа, спровоцированного сильным ливнем, а Джудит сперва признают мертвой. Именно её здоровье будет тормозить переезд семейства в Лондон, где Уильям постепенно начнет строить карьеру драматурга. Её же как будто вознамерится прибрать смерть, когда в окрестности разбушуется бубонная чума.

Слово живое и мертвое: «Гамнет» — пронзительная трагедия, претендующая на «Оскар»
фото: «Гамнет» (2025) / Universal Pictures
Повествование «Гамнета» неумолимо, как фатум, нависший над молодым семейством. Каждая сцена подобна шестеренке, отвечающей за будничные и социальные ритуалы: Агнес твердит заговор девяти трав, Уильям выжимает из пера строчки, которые однажды отзовутся в «Ромео и Джульетте», или предлагает детям разыграть сценку с ведьмами, которая запустит сердцебиение «Макбета», свекровь Мэри (Эмили Уотсон) стоически принимает роды в той самой комнате, где дала жизнь сыну. В видеоряде Лукаша Жаля, снимавшего «Зону интересов», «Холодную войну» и «Думаю, как всё закончить», преобладают свободные интерьеры и пейзажи, но задолго до переломного момента ощущается недостаток воздуха. Будто это дурной сон Агнес, где все образы явились, чтобы за руку — как и зрителей — отвести её к трагедии.

Боль утраты, всем известная в разных обличиях, выступает в фильме и примой, и самой удобной точкой критики. Стандартный психологизм — театральный или кинематографический — не выдерживает молниеносной неторопливости (sic!) «Гамнета», где годы и даже десятилетия спрессовываются в пару эпизодов, отчего рифмы и контрасты становятся броскими и оглушительными, как в другом хите наградного сезона — норвежской драме «Сентиментальная ценность». Их тем более роднит попытка мужчины-художника врачевать разорванную коммуникацию не разговором, но актом искусства. С той лишь разницей, что Чжао, в чьих фильмах частное переживание синхронизируется с дыханием вечности, ни на секунду не забывает о мере условности. О множестве взглядов — с небес или из окна, — которые приковывают яркие фигуры и эмоции.

Слово живое и мертвое: «Гамнет» — пронзительная трагедия, претендующая на «Оскар»
фото: «Гамнет» (2025) / Universal Pictures
Нарочитая фрагментарность, исключающая простоту слова или жеста, формирует полифонию, нанизанную на музыку Макса Рихтера («Вальс с Баширом», «К звездам»). В фильме у всех отдельный регистр и интонация, потому соседство двух персонажей мгновенно порождает дуальность: мистическая витальность Агнес и отстраненная чувственность Уильяма, траурная строгость его матери и душевный прагматизм её брата Бартоломью (Джо Элвин), заразительное жизнелюбие Гамнета и трогательная строгость Сюзанны. Разнообразие масок-конфигураций — психологических и мировоззренческих — дает во второй половине целую галерею проживания скорби: от неистовства матери до надломленной, будто дурная игра, реакции отца. (У Бакли определенно высокие шансы со второй попытки всё-таки взять статуэтку.)

Пускай семейство Шекспиров не собирается на премьере в полном составе (приходят лишь Агнес и Бартоломью), «бочку» театральной арены наполняют другие частные переживания. Для замершей толпы, конечно, перемазанный известью Уильям в роли призрака-короля не воплощение душевного состояния, а выкрашенный в блондина Гамлет (Ноа Джуп, брат Джекоби) — не воскрешенный ценой жизни родителя сын. Однако вскоре тихий катарсис Агнес охватывает всё (вне)сценическое пространство — и каждый видит во тьме двери, отворившейся посреди нарисованного леса, своих бередящих сердце духов.

Если китайский визионер Би Гань в недавнем фестивальном хите «Воскрешение» задавался вопросом, что люди не могут делать вдвоем, то его землячка Хлоя Чжао, напротив, ищет точку, где даже многообразие непохожести рождает мгновение соприсутствия, скорбного унисона. Нет универсального способа изобразить или пережить утрату, а целебная сила искусства — вещь столь же субъективная, сколь и сиюминутная. Претендовать на универсальность может лишь смерть — оттого благоговейная тишина повисает в финале и подле сцены, и в ложах для богачей. Гул затих — и в такт, говоря откровенно, комбинации трюизмов играет самая затертая композиция Рихтера On the nature of daylight. Однако, если повезет, все доводы рассудка, наконец, отпустят и позволят слиться с этим коллективным переживанием.

«Хамнет». Трейлер на английском языке

Источник

Главными триумфаторами премии «Золотой орел — 2026» стали «Август» и «Пророк. История Александра Пушкина»

Главными триумфаторами премии «Золотой орел — 2026» стали «Август» и «Пророк. История Александра Пушкина»

Создателем этой награды является Никита Михалков.

В Москве состоялась 24-я церемония вручения премии «Золотой орел», которая вместе с «Никой» имеет репутацию главной отечественной кинопремии. Лауреатов «Золотого орла» выбирают члены экспертного совета Национальной киноакадемии России. По итогам 2025 года наибольшее количество призов получил мюзикл «Пророк. История Александра Пушкина» (7), хотя лучшим игровым фильмом был признан «Август». С полным списком лауреатов можно ознакомиться ниже.

Лучший игровой фильм: «Август»

Лучший телевизионный сериал: «Атом»

Лучший сериал онлайн-платформ: «Плевако»

Лучший неигровой фильм: «Путь»

Лучший короткометражный фильм: «Немой» (Арсен Аристакесян)

Лучший анимационный фильм: «Булгаковъ»

Лучшая режиссерская работа: Феликс Умаров («Пророк. История Александра Пушкина»)

Лучший сценарий: Василий Зоркий, Андрей Курганов («Пророк. История Александра Пушкина»)

Лучшая женская роль в кино: Елена Лядова («Первый на Олимпе»)

Лучшая женская роль на телевидении: Екатерина Климова («Атом»)

Лучшая актриса онлайн-сериала: Ольга Лерман («Плевако»)

Лучшая мужская роль в кино: Сергей Безруков, Никита Кологривый, Павел Табаков («Август»)

Лучшая мужская роль на телевидении: Алексей Гуськов («Атом»)

Лучший актер онлайн-сериала: Сергей Безруков («Плевако»)

Лучшая женская роль второго плана: Аня Чиповская («Пророк. История Александра Пушкина»)

Лучшая мужская роль второго плана: Сергей Гилев («Пророк. История Александра Пушкина»)

Лучшая операторская работа: Максим Шинкоренко («Август»)

Лучшая работа художника-постановщика: Алексей Падерин, Сергей Зайков («Пророк. История Александра Пушкина»)

Лучшая работа художника по костюмам: Татьяна Патрахальцева («Пророк. История Александра Пушкина»)

Лучшая музыка к фильму: Дмитрий Емельянов («Август»)

Лучший монтаж фильма: Илья Лебедев («Август»)

Лучшая работа звукорежиссера: Алексей Самоделко («Пророк. История Александра Пушкина»)

Лучшие визуальные эффекты: Online VFX Studio («Август»)

Фото: «Централ Партнершип» Юрий Волошин Юрий Волошин

Источник: www.kinoafisha.info

Джессика Альба и Кэш Уоррен подали документы на развод

Леонилла Трубникова

Джессика Альба и и ее муж Кэш Уоррен официально подали на развод. Вместе пара была в браке почти 17 лет. Об этом сообщает Page Six.

Кэш Уоррен и Джессика Альба. Фото: Getty Images

7 февраля адвокат актрисы передал в суд документы от ее имени. Ее муж Кэш Уоррен также подал прошение через своего представителя. В качестве даты расставания оба супруга указали 27 декабря 2024 года. Издание уточняет, что Джессика и Кэш в качестве причины развода указали «непримиримые разногласия». Кроме того, у них не было брачного договора. Оба уже запросили совместную физическую и юридическую опеку над тремя детьми.

Кэш Уоррен и Джессика Альба с детьми. Фото: социальные сети

Напомним, Джессика Альба и Кэш Уоррен поженились в 2008 году. Супруги сыграли свадьбу спустя четыре года после съемок в фильме «Фантастическая четверка», в котором Джессике досталась роль Сьюзан Шторм, а Уоррен работал личным ассистентом режиссера Тима Стори. В конце прошлого года появились слухи о возможных проблемах в звездной семье спустя 16 лет брака. В начале 2025 году актриса подтвердила развод.

Источник: peopletalk.ru